Финансово-экономический научный портал

ТАКЖЕ ПОСЕТИТЕ: Бизнес-статьи на английском языке

  РУБРИКАТОР:  Менеджмент   Брендинг   Маркетинг    Статистика   Бухучет   Эконометрика   Список всех 60 рубрик...



    

НОВЕЙШИЕ СТАТЬИ:

21 октября 2007
Институциональные особенности российской экономики. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
АвторСтатьи по экономике [Администратор], рейтинг за сегодня - 7


21 октября 2007
ОМАС ШЕЛЛИНГ, РОБЕРТ АУМАН И ТЕОРИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ (НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ 2005 Г. ПО ЭКОНОМИКЕ)
АвторСтатьи по экономике [Администратор], рейтинг за сегодня - 6


20 октября 2007
Диалектика рыночного равновесия
АвторГеннадий Твердохлебов, рейтинг за сегодня - 6


24 апреля 2007
Социальная политика государства как основа функционирования социальной инфраструктуры
АвторМаксим Ярмантович, рейтинг за сегодня - 6


23 апреля 2007
Государственное регулирование отношений собственности и предпринимательства
АвторМаксим Ярмантович, рейтинг за сегодня - 7


21 апреля 2007
Статистика оплаты труда
АвторКаверина Зинаида, рейтинг за сегодня - 7


14 апреля 2007
Регулирование денежного обращения
АвторОрлихина Анастасия, рейтинг за сегодня - 5


13 апреля 2007
Программы государственных затрат
АвторОрлихина Анастасия, рейтинг за сегодня - 7


06 апреля 2007
Государственное регулирование отношений собственности и предпринимательства
АвторСемак Наталья, рейтинг за сегодня - 4


05 апреля 2007
Методы и организация государственного регулирования экономики
АвторСемак Наталья, рейтинг за сегодня - 1



Календарь \ в этом месяце:
Май 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
 010203040506
07080910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 


СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


Социальная политика государства как основа функционирования социальной инфраструктуры

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 24 апреля 2007
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Максим Ярмантович
АвторРУБРИКА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Источник (source)ИСТОЧНИК: http://lib.vvsu.ru/books/ (c)



АВТОРУ: Дополнить публикациюАВТОРУ: Исправить публикациюАВТОРУ: Удалить публикацию

ВИДЯПИНА В.И., (c)


При переходе России к рыночной экономике происходящие в ней процессы суверенизации, создания в регионах и на местах аппарата управления с широкими полномочиями, функционирования предприятий различных видов собственности требуют новых подходов к проведению социальной политики.

Законодательные акты, другие нормативные документы, принимаемые органами власти субъектов Федерации и местного самоуправления, регулируют процессы, происходящие в социальной сфере в республиках в составе РФ, краях, областях, городах и других населенных пунктах.

Но за государством закреплены контрольные функции в отношении деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов собственности. Важнейшими рычагами государственного регулирования социальных процессов являются федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства России, ведомственные инструкции, положения, рекомендации.

Находясь в сфере государственной (учреждения культуры, здравоохранения, просвещения, подготовки кадров, социальной поддержки населения) или муниципальной (жилищное, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения) собственности, система управления предприятиями организует свою работу в соответствии с ведомственными инструкциями, положениями и другими нормативными документами, принятие которых координируется на федеральном уровне. Несомненно влияние государства и на функционирование предприятий сферы обслуживания частного сектора. Например, внутренний порядок работы частного предприятия определяет его собственник, но все положения Федерального закона «О защите прав потребителей» имеют для него такую же силу, как и для государственного или муниципального предприятия.

Одним из наиболее действенных методов воздействия на социальные процессы в стране является использование финансово-кредитных рычагов. Многие отрасли социальной инфраструктуры или находятся на полном бюджетном финансировании, или нуждаются в финансовой поддержке со стороны государства.

В расходной части федерального бюджета предусматриваются статьи, за счет которых финансируются здравоохранение, просвещение, культура, физическая культура, т.е. так называемые бюджетные отрасли. Соответственно в бюджетах субъектов Федерации также выделяются средства на аналогичные цели.

Другие отрасли социальной инфраструктуры — жилищное, коммунальное хозяйство, туризм, отдых населения — оказывают платные услуги и за счет этого покрывают часть своих расходов. .Однако и они не могут обходиться без финансовой поддержки государства.

Государство регулирует процессы коммерциализации деятельности предприятий социальной сферы. В одних отраслях платные услуги доминируют (бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, искусство), в других оплата услуг допускается, но в ограниченных пределах (здравоохранение, подготовка кадров, физическая культура), в третьих такое практикуется в исключительных случаях (культура, школьное образование).

Органы власти фактически определяют масштабы оказываемых услуг, выделяя финансовые ресурсы на содержание отраслей, где коммерческая деятельность сознательно ограничивается и находится под контролем государства. Приватизация в этих отраслях, как правило, ограничена. Государство покрывает все расходы по оплате труда работников, материальному обеспечению деятельности предприятий, содержанию и ремонту основных фондов, капитальному строительству. Таким образом обеспечивается социальная защита населения и реализация конституционных гарантий граждан.

Было бы крайне неразумным, например, введение платы за пользование библиотеками — это может отразиться на культурном уровне населения. Нежелательно отказываться от финансирования или дотирования деятельности театров, музеев и тому подобных учреждений культуры, прекращение финансовой поддержки которых сделает их для многих членов общества недоступными.

С переходом высшего образования на платную основу уменьшится количество потенциальных студентов и число обучающихся сократится. Образование, культура, здравоохранение, экология должны быть предметом особой заботы государства.

В расходной части бюджета выделены следующие разделы и подразделы, носящие социальную направленность: жилищно-коммунальное хозяйство, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, образование, культура и искусство, средства массовой информации, здравоохранение и физическая культура, социальная помощь, молодежная политика, прочие учреждения и мероприятия социальной политики. Многие из статей финансирования социальной сферы являются защищенными, т.е. использование средств для других целей не допускается.

Источником финансирования социальных мероприятий являются также внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного' медицинского страхования, занятости, которые независимы от федеральных, региональных и местных бюджетов.