Финансово-экономический научный портал

ТАКЖЕ ПОСЕТИТЕ: Бизнес-статьи на английском языке

  РУБРИКАТОР:  Менеджмент   Брендинг   Маркетинг    Статистика   Бухучет   Эконометрика   Список всех 60 рубрик...



    

НОВЕЙШИЕ СТАТЬИ:

12 апреля 2007
Статистика - Индексный метод в статистических исследованиях экономики. Статистические индексы и их роль в изучении коммерческой деятельности
АвторОрлихина Анастасия, рейтинг за сегодня - 25


04 апреля 2007
Статистика - Абсолютные величины
АвторСемак Наталья, рейтинг за сегодня - 39


12 марта 2007
СТАТИСТИКА - Принципы выбора группировочного признака. Образование групп и интервалов группировки
АвторМаксим Ярмантович, рейтинг за сегодня - 23


10 марта 2007
Методологические вопросы статистических группировок, их значение в экономическом исследовании
АвторКаверина Зинаида, рейтинг за сегодня - 21


09 марта 2007
Статистическая сводка. Групировка. Таблицы.
АвторКаверина Зинаида, рейтинг за сегодня - 34


08 марта 2007
Статистическое наблюдение. Понятие о статистической информации
АвторКаверина Зинаида, рейтинг за сегодня - 28


07 марта 2007
Задачи статистики в условиях перехода к рыночной экономики
АвторКаверина Зинаида, рейтинг за сегодня - 18


06 марта 2007
СТАТИСТИКА: Метод статистики
АвторКаверина Зинаида, рейтинг за сегодня - 20


05 марта 2007
Предмет статистической науки
АвторКаверина Зинаида, рейтинг за сегодня - 22


03 марта 2007
Предмет и метод статистической науки. Статистика как наука
АвторНиконов Алексей, рейтинг за сегодня - 17



Календарь \ в этом месяце:
Август 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
 0102030405
06070809101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


СТАТИСТИКА - Принципы выбора группировочного признака. Образование групп и интервалов группировки

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 12 марта 2007
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Максим Ярмантович
АвторРУБРИКА: СТАТИСТИКА
Источник (source)ИСТОЧНИК: http://lib.vvsu.ru/books/ (c)



АВТОРУ: Дополнить публикациюАВТОРУ: Исправить публикациюАВТОРУ: Удалить публикацию

ВИДЯПИНА В.И., (c)


Социально-экономические явления отличаются большим многообразием форм своего развития, и поэтому при группировке встает вопрос о выборе того признака, который адекватен цели исследования и характеру исходной информации. Руководствуясь теоретическими положениями экономической науки и исходя из задач исследования, для осуществления группировки необходимо из множества признаков выбрать определяющие.

Определяющими являются признаки, которые наиболее полно и точно характеризуют изучаемый объект, позволяют выбрать его типичные черты и свойства. Например, торговое предприятие характеризуется различными признаками, каждый из которых имеет определенное значение. Тем не менее основным, существенным признаком величины предприятия торговли является объем товарооборота, свидетельствующий о концентрации торгового процесса.

Важным моментом при выборе группировочного признака является необходимость учета изменившихся обстоятельств, в которых действует то или иное явление. Принцип соблюдения условия места и времени здесь должен выполняться.

Все многообразие признаков, на основе которых могут производиться статистические группировки, можно соответствующим образом классифицировать:

1. По форме выражения группировочные признаки могут быть атрибутивными, не имеющими количественного значения (профессия, образование и т.д.), и количественными, т.е. признаками, принимающими различные цифровые характеристики у отдельных единиц изучаемой совокупности (число работающих, величина дохода и т.д.). При этом количественные признаки, в свою очередь могут быть дискретными (прерывными), значения которых выражаются только целыми числами (число комнат в квартире и т.д.), и непрерывными, принимающими как целые, так и дробные значения (объем проданных населению товаров в стоимостном выражении, сумма издержек обращения).

2. По характеру вариабельности группировочные признаки могут быть альтернативными, которыми одни единицы обладают, а другие — нет (например, поставка товаров в магазин может быть качественной или некачественной), и имеющими множество количественных значений (например, размер торговой площади, величина фонда оплаты труда и т.д.).

3. По той роли, которую играют признаки во взаимосвязи изучаемых явлений, их подразделяют на факторные, воздействующие на другие признаки, и результативные, испытывающие на себе влияние других. Причем в зависимости от сложившихся объективных условий и цели исследования признаки могут меняться ролями. В одних случаях они являются факторными признаками, в других — результативными. Так, с одной стороны, величина прибыли предприятий торговли зависит от качества деятельности их коллективов, с другой — является основным источником дальнейшего расширения всего торгового потенциала (основных фондов, увеличения числа работников торговли и т.д.).

Таким образом, в первом случае прибыль выступает результативным признаком, во втором — факторным. А это положение имеет важное значение в статистическом исследовании коммерческой деятельности.

Следующим важным шагом после определения группировочного признака является распределение единиц совокупности по группам. Здесь встает вопрос о количестве групп и величине интервала, которые между собой взаимосвязаны. При прочих равных условиях чем больше число групп, тем меньше величина интервала и наоборот. Одним из основных требований, возникающих при решении данного вопроса, является выбор такого числа групп и величины интервала, которые позволяют более равномерно распределить единицы совокупности по группам и достичь при этом их представительности, качественной однородности. Оптимальная наполняемость интервалов является важным критерием правильности группировки. Например, в настоящее время уже получили большое распространение в экономике страны арендные, кооперативные, акционерные предприятия, для изучения перспектив развития целесообразно объединять их по объему основной производственной деятельности, товарообороту и другим существенным признакам в отдельные группы.

Вопрос о числе групп и величине интервала следует решать с учетом множества обстоятельств, прежде всего исходя из целей исследования, значения изучаемого признака, объема коммерческой деятельности и т.д.

Количество групп во многом зависит от того, какой признак служит основанием группировки. Так, нередко атрибутивные группировочные признаки предопределяют число групп (группировка работников по образованию, продавцов по категориям). По аналогии также расчленяется совокупность по дискретному признаку, изменяющемуся в незначительном диапазоне (при группировке магазинов по числу товарных секций, семей — по числу их членов и др.).

Интервалы групп устанавливаются только при значительной вариабельности дискретного признака (торговая площадь, число работников) и тем более при непрерывно изменяющемся количественном признаке (величина зарплаты, сумма издержек обращения и т.д.).