Финансово-экономический научный портал

ТАКЖЕ ПОСЕТИТЕ: Бизнес-статьи на английском языке

  РУБРИКАТОР:  Менеджмент   Брендинг   Маркетинг    Статистика   Бухучет   Эконометрика   Список всех 60 рубрик...



    

НОВЕЙШИЕ СТАТЬИ:

12 апреля 2007
Статистика - Индексный метод в статистических исследованиях экономики. Статистические индексы и их роль в изучении коммерческой деятельности
АвторОрлихина Анастасия, рейтинг за сегодня - 105


04 апреля 2007
Статистика - Абсолютные величины
АвторСемак Наталья, рейтинг за сегодня - 155


12 марта 2007
СТАТИСТИКА - Принципы выбора группировочного признака. Образование групп и интервалов группировки
АвторМаксим Ярмантович, рейтинг за сегодня - 74


10 марта 2007
Методологические вопросы статистических группировок, их значение в экономическом исследовании
АвторКаверина Зинаида, рейтинг за сегодня - 67


09 марта 2007
Статистическая сводка. Групировка. Таблицы.
АвторКаверина Зинаида, рейтинг за сегодня - 145


08 марта 2007
Статистическое наблюдение. Понятие о статистической информации
АвторКаверина Зинаида, рейтинг за сегодня - 162


07 марта 2007
Задачи статистики в условиях перехода к рыночной экономики
АвторКаверина Зинаида, рейтинг за сегодня - 134


06 марта 2007
СТАТИСТИКА: Метод статистики
АвторКаверина Зинаида, рейтинг за сегодня - 8


05 марта 2007
Предмет статистической науки
АвторКаверина Зинаида, рейтинг за сегодня - 69


03 марта 2007
Предмет и метод статистической науки. Статистика как наука
АвторНиконов Алексей, рейтинг за сегодня - 156



Календарь \ в этом месяце:
Апрель 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
 01
02030405060708
09101112131415
16171819202122
23242526272829
30 


СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


Предмет и метод статистической науки. Статистика как наука

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 03 марта 2007
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Никонов Алексей
АвторРУБРИКА: СТАТИСТИКА
Источник (source)ИСТОЧНИК: http://lib.vvsu.ru/ (c)



АВТОРУ: Дополнить публикациюАВТОРУ: Исправить публикациюАВТОРУ: Удалить публикацию

ВИДЯПИНА В.И., (c)


Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией — одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучения тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.

Термин «статистика» употребляется в различных значениях. Под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие явления в жизни общества.

Статистикой также называют особую науку, т. е. отрасль знаний, изучающую явления в жизни общества с их количественной стороны. Как учебная дисциплина статистика составляет важный блок учебного плана подготовки коммерсантов, менеджеров, экономистов высшей квалификации.

Между статистической наукой и практикой существуют тесная связь и зависимость. Статистическая наука использует данные практики, обобщает их и разрабатывает методы проведения статистических исследований. В свою очередь, в практической деятельности применяются теоретические положения статистической науки для решения конкретных управленческих задач.

Статистика имеет многовековую историю. Ее возникновение и развитие были обусловлены общественными потребностями: подсчет населения, скота, учет земельных угодий, имущества и т.д. Наиболее ранние сведения о таких работах в Китае относятся к V веку II тыс.до н.э. В Древнем Риме проводились цензы (учеты) свободных граждан и их имущества.

По мере развития общественного производства, роста внутренней и внешней торговли увеличивалась потребность в статистической информации. Это расширило сферу деятельности статистики, привело к совершенствованию ее приемов и методов.

Многообразная практика учетно-статистических работ стала, подвергаться теоретическим обобщениям. Началось формирование статистической науки.

Считается, что основы статистической науки заложены английским экономистом У.Петти (1623—1687). В связи с работами У.Петти «Политическая арифметика», «Разное о деньгах» и др. К.Маркс назвал его «в некотором роде изобретателем статистики». Последователи У.Петти образовали научное направление, получившее название «политическая арифметика».

Основоположником другого направления развития статистической науки признан немецкий ученый Г.Конринг (1606—1681), который разработал систему описания государственного устройства. Его последователь профессор философии и права Г.Ахенваль (1719—1772) впервые в Марбургском университете (1746) начал преподавать новую дисциплину, названную им статистикой. Основным содержанием этого курса было описание политического состояния и достопримечательностей государств. Государство-ведение нашло отражение и в ряде работ М.В. Ломоносова (1711—1765), в которых рассмотрение вопросов населения, природных богатств, финансов, торговли России иллюстрировалось статистическими данными. Это направление развития статистики получило название описательного.

Несколько позже профессор Геттингенского университета А.Шлицер (1736—1809) опроверг представление о том, что статистика должна лишь описывать политическое устройство государств. Предметом статистики, по А.Шлицеру, является все общество.

Дальнейшее развитие статистики осуществлялось многими учеными и практиками. Среди них отметим бельгийского статистика А.Кетле (1796—1874), внесшего значительный вклад в разработку теории устойчивости статистических показателей.

Математическое направление в статистике развивалось в работах Ф.Гальтона (1822—1911), К.Пирсона (1857—1936), В.Госсета (1876—1936), Р.Фишера (1890—1962), М.Митчела (1874—1948) и др. Так, К.Пирсон внес значительный вклад в разработку теории количественной оценки связи между явлениями. В.Госсет, писавший под псевдонимом Стьюдента, разработал теорию малой выборки. Р.Фишер развивал методы количественного ' анализа. М.Митчелу принадлежит идея «экономического барометра».

Представители математического направления в статистике считают основой статистики теорию вероятностей, составляющую одну из отраслей прикладной математики.

В развитии статистики видное место принадлежит представителям отечественной науки и практики. В эпоху Петра I в работах И.К. Кирилова (1689—1737) и В.Н. Татищева (1686—1750) статистика трактовалась преимущественно как описательная наука. Но уже со второй половины XIX в. на первый план выдвигается познавательное значение статистики. Так, B.C. Порошин (1809—1868) в работе «Критическое исследование об основах статистики» подчеркивал, что наука не может ограничиться лишь одним описанием. В книге И.И. Срезневского (1812—1880) «Опыт о предмете и элементах статистики и политической экономии» отмечено, что статистика в бездне случайностей отыскивает «нормальности».

Видный статистик Д.П. Журавский (1810—1856) в работе «Об источниках и употреблении статистических сведений» считал статистику наукой о «категорическом исчислении». В работах профессора Петербургского политехнического института А.А. Чупрова (1874—1926) статистика выступает как метод изучения массовых явлений природы и общества.

Профессор Петербургского университета Ю.Э. Янсон (1835-—1893) в работе «Теория статистики» назвал статистику общественной наукой. Этого взгляда на статистику придерживался и видный экономист А.И. Чупров (1842—1908), который в работе «Курс статистики» отмечал необходимость массового статистического исследования при помощи метода количественного наблюдения большого числа факторов для того, чтобы описать общественные явления, подметить законы и определить причины, их вызвавшие.

В работах известного ученого А.А. Кауфмана (1874—1919) излагается взгляд на статистику как «искусство измерения политических и социальных явлений».

Развитие статистики в России тесным образом связано с ' созданной после отмены крепостного права земской статистикой, которая пользовалась заслуженным авторитетом за объективность и профессионализм.

Опыт развития статистики при советской власти обобщался в трудах В.И. Хотимского, B.C. Немчинова, В.Н. Старовского, Б.С. -Ястремского и других ученых.

Таким образом, история развития статистики показывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обобщения вакоплеиг-юго человечеством передового опыта учетно-статистических работ, обусловленных прежде всего потребностями управления жизнью общества.

При подготовке управленческих и экономии ескгос кадров высшей квалыфикагрли для коммерческой деятельности 'их статистическое образование складывается из ряда учебных дисгщгтгт. Прежде всего — это общая теория статистики, являющаяся базовым курсом изучения как общепрофессгюнальной дгюгщглгты социсльно-экономгтеской статистики, так и проф-илируюгцгсс дисциплин: статистика коммерческой деятельности, статистические методы оценки и прогнозгуования рынка товаров и услуг и другие в зависимости от специапизации.