Финансово-экономический научный портал

ТАКЖЕ ПОСЕТИТЕ: Бизнес-статьи на английском языке

  РУБРИКАТОР:  Менеджмент   Брендинг   Маркетинг    Статистика   Бухучет   Эконометрика   Список всех 60 рубрик...



    

НОВЕЙШИЕ СТАТЬИ:

01 февраля 2007
Финансовая экономика - Финансы
АвторМаксим Ярмантович, рейтинг за сегодня - 4


24 января 2007
Финансовое планирование на предприятиях
АвторНегинский Олег, рейтинг за сегодня - 2


16 января 2007
СЛОВАРЬ ФИНАНСОВЫХ ТЕРМИНОВ
АвторЦымбат Татьяна, рейтинг за сегодня - 1


05 января 2007
ВИДЯПИНА В.И. - Финансовая политика
АвторМарк Захаров, рейтинг за сегодня - 0


04 января 2007
Финансовая экономика - Управление финансами
АвторТесленко Валерий, рейтинг за сегодня - 2


03 января 2007
Финансовая экономика - Формы безналичных расчетов
АвторТесленко Валерий, рейтинг за сегодня - 3


28 декабря 2006
Основы организации безналичных расчетов
АвторМедведева Валерия, рейтинг за сегодня - 3


26 декабря 2006
Финансовый аспект формирования и использования оборотных средств
АвторВасилевский Денис, рейтинг за сегодня - 1


08 ноября 2006
ВИДЯПИНА В.И. - Бюджетный дефицит, управление им
АвторСтатьи по экономике [Администратор], рейтинг за сегодня - 1


08 ноября 2006
ВИДЯПИНА В.И. - Доходы государственного бюджета
АвторСтатьи по экономике [Администратор], рейтинг за сегодня - 2



Календарь \ в этом месяце:
Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
 01020304
05060708091011
12131415161718
19202122232425
262728 


СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


ВИДЯПИНА В.И. - Финансовая политика

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 января 2007
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Марк Захаров
АвторРУБРИКА: ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА



АВТОРУ: Дополнить публикациюАВТОРУ: Исправить публикациюАВТОРУ: Удалить публикацию

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также ее отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.

Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

2) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Финансовый механизм — наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим, использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические нефинансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

При проведении финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.

Типы финансовой политики. Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.

Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

В 70-х годах в основу финансовой политики многих государств была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не отказывалась от регулирования как такового, но ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования.