Финансово-экономический научный портал

ТАКЖЕ ПОСЕТИТЕ: Бизнес-статьи на английском языке

  РУБРИКАТОР:  Менеджмент   Брендинг   Маркетинг    Статистика   Бухучет   Эконометрика   Список всех 60 рубрик...



    

НОВЕЙШИЕ СТАТЬИ:

18 апреля 2007
Формы счетоводства - Венецианская форма Луки Пачолли
АвторКаверина Зинаида, рейтинг за сегодня - 65


01 декабря 2006
Экономическое учение Дж.М. Кейнса и его последователей
АвторТесленко Валерий, рейтинг за сегодня - 20


13 ноября 2006
Маржинальные идеи У.Джевонса и Л.Вальраса
АвторСтатьи по экономике [Администратор], рейтинг за сегодня - 0


18 октября 2006
ГОСПОДИН КЕЙНС И "КЛАССИКИ": ПОПЫТКА ИНТЕРПРЕТАЦИИ
АвторСтатьи по экономике [Администратор], рейтинг за сегодня - 0


18 октября 2006
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
АвторСтатьи по экономике [Администратор], рейтинг за сегодня - 44


18 октября 2006
КЕЙНСИАНСКАЯ КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
АвторСтатьи по экономике [Администратор], рейтинг за сегодня - 0


17 октября 2006
Общая теория занятости
АвторСтатьи по экономике [Администратор], рейтинг за сегодня - 48


16 октября 2006
Monte Carlo Methods in Finance
АвторСтатьи по экономике [Администратор], рейтинг за сегодня - 0


12 октября 2006
Lecture 1: Theory of Financial Risks: A Physicist's Perspective (Overview)
АвторСтатьи по экономике [Администратор], рейтинг за сегодня - 41


12 октября 2006
Stochastic Modeling in Economics and Finance
АвторСтатьи по экономике [Администратор], рейтинг за сегодня - 42



Календарь \ в этом месяце:
Ноябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
 01020304
05060708091011
12131415161718
19202122232425
2627282930 


СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


СХОЛАСТЫ И ФИЛОСОФЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА 7. Философы естественного права: анализ на основе естественного права в XVIII в. и впоследствии. Историческая социология

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 09 декабря 2004
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Статьи по экономике [Администратор]
АвторРУБРИКА: - Школы Средневековья



АВТОРУ: Дополнить публикациюАВТОРУ: Исправить публикациюАВТОРУ: Удалить публикацию

Шумпетер Й. А. История экономического анализа. Пер. с англ. под ред. В. С. Автономова. Т.1-3. "Экономическая школа". 2001.
СХОЛАСТЫ И ФИЛОСОФЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
7. Философы естественного права: анализ на основе естественного права в XVIII в. и впоследствии
d) Историческая социология.
Авторов XVIII в. часто обвиняли в отсутствии "чувства исторического", которое не позволило некоторым из них признать ценности минувших цивилизаций. Тем более важно подчеркнуть, что вместе с болезнью вырабатывалось и противоядие. Если кое-где мы встречаем глупейшее пренебрежение древнегреческим искусством - к примеру, Вольтера ставили выше Гомера, - то у других авторов находим предпосылки его нынешнего обожествления. Временами нас поражает полное отсутствие интереса к истории, но одновременно мы видим богатые плоды серьезной работы историков, заложившие основу для ученых XIX в. Мы можем лишь перечислить пять основных достижений: начался систематизированный сбор материалов; были выработаны новые методы интерпретации и критического анализа исторических документов; 76 история экономики и культуры начала привлекать внимание исследователей, ранее полностью поглощенное политической и военной историей; беспристрастный (относительно) отчет, документирующий события, стал предпочитаться одам и проповедям (Юм, Уильям Робертсон, Гиббон); 77 подтверждением растущего интереса публики послужил успех популярных всемирных и национальных историй. Конечно, существует и такая вещь, как неисторическая история, т. е. человек может выполнять работу историка, не умея смотреть на события со специфически исторической точки зрения. Но "История Англии" Юма (в 8 т.; 1763) - произведение другого рода. Теперь она безнадежно устарела, однако навсегда останется заметной вехой в историографии. Это показывает, что автор, по крайней мере, не был рабом своего утилитаризма.
Еще более важным, на наш взгляд, было появление исторической социологии, иногда называемой философией истории, 78 - т. е. социологических теорий, которые обобщали исторический материал и в то же время пытались объяснить отдельные исторические ситуации и процессы. Значительная часть этих исследований носила дилетантский характер и вызывала раздражение серьезных историков. Более того, некоторые из них отличались неисторичностью в указанном только что смысле: исторические факты часто искажались в угоду требованиям la raison. Однако существовали и значительные, и даже фундаментальные достижения. Здесь я могу упомянуть Кондорсе, Монтескье и одного из величайших мыслителей всех времен в области общественных наук - Вико. 79
"Эскиз" Кондорсе содержит теорию исторической эволюции, или "прогресса": ее цель - равенство, 80 а ее движущая сила - нарастающий объем знаний, которые не устает накапливать способный к бесконечному совершенствованию человеческий разум. Это, конечно, весьма убогая социология, но она может служить замечательным примером бескомпромиссного "интеллектуалистского" взгляда на исторический процесс. Напротив, "О духе законов" Монтескье, несмотря на неадекватный инструментарий (в особенности это касается недостаточно критического отношения к историческому материалу), представляет собой серьезное социологическое произведение. Основным его достоинством (и с точки зрения метода, и с точки зрения изложения) является то, что возникающие в обществе исторические ситуации и их смена рассматриваются здесь в свете некоторого числа объективных факторов. 81 Это позволяет получить реалистические объяснения, т. е., иными словами, аналитические теории, а не примитивные рационалистические общие формулы. Это был действительно новый подход, означавший методологический разрыв с идеями естественного права. Это была социология, основанная на действительных наблюдениях за отдельными видами человеческого поведения, существующими в данное время и в данном месте, а не за общими свойствами человеческой природы. С нашей точки зрения, это было фундаментальное достижение Монтескье, воплощенное уже в его более раннем анализе Древнего Рима. Разумеется, успех его книги среди современников и потомков обусловлен его "конституциональными" теориями - концепцией "равновесия сил" и т. д., - которые не представляют для нас интереса.
Достижения Вико были совсем другого рода и не пользовались успехом до конца XIX в. Его "новую науку" (scienza nuova) лучше всего определить как "эволюционную науку о разуме и обществе". Но это не следует понимать в том смысле, что эволюция человеческого разума определяет эволюцию человеческого общества. Неуместно и обратное толкование: историческая эволюция общества определяет развитие человеческого разума, хотя оно ближе к истине. Вико понимал разум и общество как два аспекта одного и того же эволюционного процесса. Разум, понимаемый как рациональные или логические операции человеческого рассудка, не играл важной роли в этом процессе, который Вико трактовал в совершенно антиинтеллектуалистском духе. Разум, понимаемый как цели и ценности людей, предстающие перед разумом наблюдателя, также не имеет с ним ничего общего. Разработанная Вико теория круговоротов (corsi e ricorsi) решительно отвергает наличие какой-либо тенденции, ведущей к этим целям и ценностям, а также существование самих этих целей и ценностей. В этой теории философия и социология, мысль и действие слились воедино, и это единство, безусловно, имело исторический характер. 82 И хотя Вико далеко превзошел основные течения мысли XVIII в., сам он тоже принадлежал этому столетию.

--------------------------------------------------------------------------------

76 Эпохальные "Пролегомены к Гомеру" (Prolegomena ad Homerum) Ф. А. Вольфа (1759-1824) вышли в 1795 г., но явились результатом предшествующих исследований автора.
77 По сию пору историки не прекратили проповедовать, восхвалять, осуждать и демонстрировать свои личные, социальные и национальные пристрастия и предубеждения. Здесь я хочу лишь сказать, что наметился существенный прогресс в манере изложения фактов, которая стала более научной и менее эпической.
78 См.: Hint R. History of the Philosophy of History. 1893.
79 Маркиз де Кондорсе (1743-1794; Oeuvres. 1847-1849), один из энциклопедистов (см. ниже, подраздел g), странствовал почти по всем областям науки и политики. Помимо прочего он был хорошо образованным математиком, его попытки применять исчисление вероятностей при формировании правовых и политических суждений, хотя и не слишком удачные сами по себе, дали важный импульс другим исследователям. Он был поборником "природных прав", народного суверенитета и равных прав для женщин, ненавидел христианство, причем в пылу как защиты, так и нападения начисто терял способность к критическому суждению. Его вклад в экономическую науку не заслуживает особого упоминания. Наиболее интересен для нас его "Эскиз исторической картины прогресса человеческого ума" (Esquisse d'un tableau historique des progrиs de l'esprit humain. 1795). Монтескье (1689-1755), видимо, не нуждается в представлении. Отметим лишь, что это был один из самых влиятельных мыслителей всех времен и, хотя его экономические работы незначительны - лишены оригинальности, силы, эрудиции, он оказал большое влияние на А. Смита другими аспектами своего творчества. Из его произведений отметим не слишком значительные "Персидские письма" (Lettres persanes; 1721), "Размышления о причинах величия римлян и их упадка" (Considerбtion sur les couses de la grandeur des Romains et de leur dйcadence; 1734) и, конечно, его великий труд "О духе законов" (De l'Esprit des lois; 1748), содержание которого отнюдь не сводится к "остроумным замечаниям по поводу законов" <игра слов: esprit по-французски значит и "дух", и "остроумие">. Джамбаттиста Вико (1668-1744; Ореrе. Последнее изд. - 1911-1913; библиогр. Б. Кроче; пересмотр. и доп. изд. 1947-1948). Часть обширной литературы о Вико испорчена попытками авторов использовать это великое имя в своих целях. Рекомендую читателям эссе Кроче (англ. пер. Коллингвуда, 1913), книгу Р. Флинта "Вико" (Vico; 1884) и несколько прекрасных страниц о Вико в работе: Tagliacozzo. Economisti Napoletani. 1937; есть и несколько хороших немецких книг, особенно работы Вернера и Клемма. Вико был профессором в Неаполе и брался обучать "всему, что можно узнать" (tutto lo scibile). Для нас важен тот факт, что он был еще и юристом и всегда уделял особое внимание вопросам права (история права была для него историей человеческого разума). Это делает более наглядной его связь с философами естественного права. Проследить влияние других мыслителей на его идеи - слишком сложная для нас задача. Вероятно, следовало бы назвать греков, римских правоведов, Гроция, английских эмпиристов, Декарта (как антагониста), схоластов и многих других, среди которых и арабский историк Абу Саид Ибн-Халдун (1332-1406). Единственное произведение Вико, которое здесь следует специально упомянуть, - это его "Основания новой науки об общей природе наций" (Principii di una scienza nuova... 1725; почти полностью переделаны для 2-го изд. в 1730 г.).
80 Социолог науки, конечно, увидит здесь мирской эквивалент спасению души.
81 Следует особенно отметить упор на влияние географической среды. Здесь Монтескье, видимо, перекликается с Фукидидом. В свою очередь, его исследования вдохновили позднейших антропологов, таких как Видаль де ла Блаш.
82 Близкое понимание истории мы находим позднее у Гегеля и (хотя это менее очевидно) у Гуссерля. Этот факт объясняет как сравнительный неуспех теории Вико среди его современников, так и его триумф почти через два столетия. Однако он не должен скрыть от нас чисто аналитические аспекты его работы, имеющие параллели в появившемся позднее менее обширном и менее глубоком труде Монтескье, в особенности в том, что касается усиленного внимания к фактору окружающей среды.