Финансово-экономический научный портал

ТАКЖЕ ПОСЕТИТЕ: Бизнес-статьи на английском языке

  РУБРИКАТОР:  Менеджмент   Брендинг   Маркетинг    Статистика   Бухучет   Эконометрика   Список всех 60 рубрик...



    

НОВЕЙШИЕ СТАТЬИ:

06 сентября 2011
АРХИТЕКТУРА И ДИНАМИКА РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
АвторПахомов Антон Павлович, рейтинг за сегодня - 121


21 ноября 2007
ТЕОРИЯ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
АвторСтатьи по экономике [Администратор], рейтинг за сегодня - 126


01 ноября 2007
Социально-экономические аспекты военной реформы. МНОГОУРОВНЕВЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ В РОССИИ
АвторСтатьи по экономике [Администратор], рейтинг за сегодня - 98


21 октября 2007
УЛУЧШЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ - НЕИСПОЛЬЗУЕМЫЙ РЕЗЕРВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ?
АвторСтатьи по экономике [Администратор], рейтинг за сегодня - 10


05 февраля 2007
Валютный курс как средство регулирования платежного баланса. Фиксированные и «плавающие» валютные курсы
АвторМациевский Андрей, рейтинг за сегодня - 23


16 января 2007
Особенности антиинфляционной политики России в середине 90-х годов XX в.
АвторВиталий Мальцев, рейтинг за сегодня - 48


15 января 2007
Варианты антиинфляционной политики
АвторСероштан Людмила, рейтинг за сегодня - 48


13 января 2007
Макроэкономика - Источники инфляции
АвторСоснин Евгений, рейтинг за сегодня - 42


12 января 2007
Макроэкономика - Типология инфляции
АвторСоснин Евгений, рейтинг за сегодня - 0


11 января 2007
Межотраслевой баланс и возможности прогнозирования взаимосвязи экономических процессов
АвторСоснин Евгений, рейтинг за сегодня - 0



Календарь \ в этом месяце:
Ноябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
 01020304
05060708091011
12131415161718
19202122232425
2627282930 


СПОНСОРЫ РУБРИКИ:


СХОЛАСТЫ И ФИЛОСОФЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА 6. Философы естественного права: анализ на основе естественного права в XVII в. Протестантские, или светские, схоласты

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 09 декабря 2004
АвторОПУБЛИКОВАЛ: Статьи по экономике [Администратор]
АвторРУБРИКА: - Школы Средневековья



АВТОРУ: Дополнить публикациюАВТОРУ: Исправить публикациюАВТОРУ: Удалить публикацию

Шумпетер Й. А. История экономического анализа. Пер. с англ. под ред. В. С. Автономова. Т.1-3. "Экономическая школа". 2001.
СХОЛАСТЫ И ФИЛОСОФЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
6. Философы естественного права: анализ на основе естественного права в XVII в.
а) Протестантские, или светские, схоласты.
Эти люди, отделенные от схоластов Реформацией и изменениями на политической сцене, принадлежали, однако, той же профессии, ставили перед собой ту же задачу, решали ее теми же методами и во многом в том же духе. Это позволяет нам охарактеризовать их как протестантских (или светских) схоластов. Разумеется, сами они не согласились бы с таким определением. Не понравится оно и современным ученым католической, протестантской или "либеральной" ориентации. Все они подчеркивают различия в религиозных и политических доктринах и верованиях и со своей точки зрения совершенно правы, видя контрасты там, где мы отмечаем схожесть.
Что ж, еще раз повторим, что в этой книге нас интересуют только методы анализа, а все остальное - лишь постольку, поскольку оно проливает свет на предмет нашего исследования. Что же касается методов и результатов, то они у этих авторов были примерно такими же, как у поздних схоластов. Это не означает, что философы естественного права просто переписывали схоластов, не делая на них ссылок. Хотя в ряде случаев влияние последних несомненно, наряду с этим имело место и заимствование из общих источников - прежде всего из римских юристов.
Течение мысли, которое породили эти философы, было настолько сильным, что затронуло каждого образованного человека. Более того, как выяснится впоследствии, они были лишь звеном в цепи, протянувшейся до XIX в. По этим причинам невозможно говорить о них как о четко очерченной группе. Здесь мы исключим из рассмотрения не только тех авторов, которых принято считать чистыми экономистами, но и те труды, которые не имеют отношения к философии естественного права, хотя их авторы и принадлежали к данной группе. В связи с этим достаточно упомянуть лишь несколько имен, репрезентативных для XVII столетия: Гроций, Гоббс, Локк, Пуфендорф.
Гуго Гроций, или де Гроот (1583-1645; De jure belli ac pacis ("О праве войны и мира"); 1-е изд. - 1625; 2-е, испр. - 1631), был в первую очередь выдающимся юристом, его слава связана с достижениями в области международного права. Он мало занимался экономическими вопросами: ценами, монополиями, деньгами, процентом и ростовщичеством (книга II, гл. 12). Гроций писал о них с пониманием дела, но не внес ничего существенно нового по сравнению с поздними схоластами.
Томас Гоббс (1588-1679). Кроме "Левиафана" (Leviathan; 1651) следует отметить работы "О гражданине" (De cive; 1642) и "О политическом теле" (De corpore politico; 1650). Можно порекомендовать его биографию, написанную сэром Лесли Стивеном, дающую прекрасный очерк культурной среды той эпохи. Окончил Оксфордский университет, служил гувернером; главной областью его интересов была политическая социология. Экономикой он занимался не больше Гроция, хотя и писал об экономических вопросах, особенно о деньгах. Значение Гоббса для нас заключается не столько в его глубокой и оригинальной политической философии (ее с гораздо большим толком можно будет обсудить в следующей главе), сколько в том, что он больше, чем кто-либо из философов естественного права, был подвержен влиянию идей зарождающегося механистического материализма и через свое этическое и психологическое (сенсуалистское) учение распространил его на общественные науки. Стоит отметить, что, хотя Гоббс не был специалистом в области математики и естественных наук, его интерес к этим сферам знания выходил за рамки дилетантского. Однако все это не помешало ему сделать ряд экскурсов в область спекулятивной теологии, а также употребить богословские аргументы и цитаты из Библии в своей социологической теории.
Философ Джон Локк (1632-1704; первое, неполное собрание его сочинений вышло в 1714 г., 9-томное - в 1853 г.) также был выпускником Оксфорда. Он начал свою карьеру с преподавания, а затем поступил на государственную службу и, выступая под знаменами вигов, которых консультировал, в конце концов поднялся до члена Торгового совета. Его труды имеют для нас первостепенное значение во многих аспектах. Во-первых, как философ в узком смысле этого слова Локк привел эмпиризм к победе над картезианским рационализмом вначале в Англии, а потом и на континенте, в особенности во Франции (решающее значение имела его работа "Опыт о человеческом разуме" (Essay concerning Human Understanding); 1690). Это был настоящий и решительный разрыв со схоластической традицией (Аристотелем), что, однако, не означало аналогичного разрыва в политической и экономической теории: эти вещи важно различать. Во-вторых, как сторонник терпимости, свободы печати и развития образования Локк способствовал созданию концепции политического либерализма, что следует упомянуть ввиду связи последнего с экономическим либерализмом. В-третьих, как политолог (см. в особенности "Два трактата о государственном правлении" (Two Treatises of Government), опубликованные в 1690 г.) Локк также занимает одно из первых мест среди философов естественного права, хотя он добавил мало нового к сказанному Гроцием и Пуфендорфом. В-четвертых, как экономист Локк также внес важный вклад, который будет рассмотрен позднее (см. ниже, главу 6), поскольку он не связан ни с его философией, ни с его политической теорией.
Наконец, мы должны отметить и его богословские интересы (см. в особенности работу "Разумность христианства" (Reasonableness of Christianity); 1695).
Самуэль фон Пуфендорф (1632-1694) - ученый-правовед, профессор университетов в Гейдельберге, Лунде (Швеция) и Берлине - был не более чем одним из последователей Гроция, но ему принадлежит трактат, получивший известность во многих странах: "О естественном праве и праве народов, в восьми книгах" (De jure naturae et gentium, libri octo; 1-е изд. - 1672). В этой книге, гораздо более важной, чем ранний труд Пуфендорфа "Элементы всеобщей юриспруденции" (Elementa jurisprudentiae universalis; 1660), вся структура общественных наук, разработанных философами естественного права, изложена гораздо лучше, чем в работах великих ученых, о которых шла речь выше. Это произведение следует изучить, чтобы получить более полное впечатление об общественных науках этого типа.
Кроме того, Пуфендорф углублялся в экономические исследования в значительно большей мере, чем Гроций (книга V, гл. 1-8), хотя, на мой взгляд, и ему не многое удалось добавить к запасу знаний и аналитическому аппарату поздних схоластов. Однако он изложил этот материал в систематизированном виде. Им также написан богословский трактат De habitu christianae religionis ad vitam civilem.
Можно было бы упомянуть и некоторые другие имена, скорее всего неизвестные читателю. Но великие имена Лейбница и его верного последователя Христиана Вольфа опущены здесь умышленно: конечно, они были эрудитами и проявляли большой интерес также и к экономическим событиям и экономической политике своего времени, но не внесли никакого вклада в концепцию естественного права. Может быть, следует упомянуть также Томазия (1655-1728), в произведениях которого находим интересный аспект концепции естественного права, использованной перечисленной группой ученых.
Подобно схоластам, философы естественного права стремились создать всеобъемлющую общественную науку - всеобъемлющую теорию общества во всех его аспектах и видах деятельности, в которой экономическая наука не была ни особо важным, ни самостоятельным элементом. Общественная наука этих философов первоначально приняла вид правовой теории, напоминавшей схоластические трактаты "О справедливости и праве": Гроций и Пуфендорф были прежде всего юристами и их трактаты - это трактаты в первую очередь о праве. Они формировали универсальные правовые и политические принципы, которые считали естественными, т. е. проистекающими из общих свойств человеческой природы, в отличие от позитивного права, порожденного конкретными условиями данной страны. 55 Все остальное, сказанное в предыдущем параграфе о методологическом характере и различных значениях естественного права у поздних схоластов, в частности об отношении между его нормативным и аналитическим аспектами, можно было бы повторить и применительно к естественному праву философов-мирян. Было бы некорректным приписывать последним саму концепцию естественного права или ее употребление в чисто аналитических целях либо трактовать их как новаторов, поднявшихся на борьбу со схоластическими способами мышления. Однако они действительно внесли ряд новшеств, более или менее удачных.

--------------------------------------------------------------------------------

55 Гоббс перечислил 19 таких принципов, названных им естественными законами ("Левиафан". Ч. 1, гл. XIV, XV). "Науку" об этих законах он назвал моральной философией - термин, который ниже будет употребляться в другом смысле.